На новый фильм Нолана - "Дюнкерк" я хотела сходить еще летом, но не сложилось: я тогда и так достаточно много по своим меркам ходила в кино, а на этот конкретный фильм компании не нашлось, так что в итоге решила забить. Сейчас я даже рада, что смотрела его не на большом экране, а камерно, дома и одна. Потому что вряд ли впечатления от массового просмотра были бы такими же, а впечатления в целом хорошие.
Осторожно, встречаются спойлеры!Вообще кинематографическое воплощение самой военной операции у меня в голове было во многом уже сформировано давно и нежно любимым "Искуплением". Там, конечно, это вообще не самое главное, но картинка очень зацепила: красновато-бурое, пыльное побережье и полная безнадега - вот такие ассоциации у меня были, и к ним же я подсознательно готовилась, хотя умом понимала, что так не будет. У Нолана "Дюнкерк" другой: туманно-морской, песчаный, тоже безнадежный, но как-то иначе, спокойнее. Оно и понятно: в "Искуплении" он фигурирует как место для одного персонажа, а здесь их много, они разные, при этом все второстепенные, потому что главных - ну, их в принципе нет. Фильм не про персонажей, а про масштаб. И именно этот масштаб и впечатляет.
Композиция
Повествование строится очень интересно: после небольшого и даже немного сюрреалистичного пролога, в котором атмосфера окружения задается с помощью города, в котором французы обороняют баррикады, а с неба сыплются деморализующие листовки, фильм дробится на три равнозначные сюжетные линии - "мол", "море" и "небо". Честно говоря, я не очень умный(с), и до меня не сразу дошло, как именно они друг с другом соотносятся - у линий разный хронометраж, эдакое спиралеобразное построение, с помощью которого мы то попадаем в будущее, то в прошлое. Логично было предположить, что они все сойдутся в самом конце, но для меня где-то посередине фильма это стало открытием.
Такая композиция, кмк, держит зрителя в постоянном напряжении, требует внимания, которое, если бы три линии шли, скажем, в реальном хронологическом порядке, потерялось бы еще в самом начале. А тут получается, что, например, долгое ожидание корабля перебивается действиями авиации, а активное развитие сюжета, наоборот, вдруг прерывается, и ты снова смотришь на то, как гражданское судно медленно и постепенно идет к своей цели. Вот такая вот примечательная динамика.
Картинка и звук
Я в самом начале писала, что "Дюнкерк" "туманный" (хотя "туманный" - не совсем верное слово, конечно, там больше сильная облачность, а не туман) и "морской". Прямых ассоциаций не вызывает? У меня - да. Это фильм про англичан и только про англичан. Французы, которые держат оборону, показаны разве что в прологе - и там совсем другая цветовая гамма. А единственный француз, который фигурирует как один из персонажей, старательно под англичан мимикрирует.
В одной из рецензий на кинозале я нашла мнение, что, мол, у пишущего пафосное "Родина" в конце вызывает мысли исключительно о своей "родине" - советской, естественно, и только потом он, мол, вспоминает, что "родина-то не моя". Вот у меня таких мыслей, кстати, не возникло - во многом именно из-за визуала.
Про саундтрек, на самом деле, мне сказать почти нечего, есть что про звуковые эффекты, они очень хороши, но это тоже немного.
Персонажи и философия
Выше я уже писала, что в фильме все персонажи второстепенные, большинству не досталось имен, крайне мало диалогов. Но вот если персонаж что-то говорит, то это сразу проблема (не в смысле "беда", разумеется, а в смысле "важную тему поднимает"). И таких маленьких проблем в итоге получается столько, что хоть трактат пиши о морали и нравственности.
Когда командиры говорят о том, что свыше поступила разнарядка спасти тридцать тысяч военных, когда идет обсуждение, мол, доколе будем отправлять в Англию раненых, если одни носилки - это семь стоячих мест, когда в группе людей, пытающихся хоть как-то покинуть проклятую французскую землю на утлом суденышке назревает вопрос, кто из них лишний, когда пилот самолета "забывает" о том, что топливо на борту конечно (кстати, вот этот момент я не очень поняла - неужели нельзя было катапультироваться?), когда молодой совсем парнишка милосердно не сообщает нечаянному убийце своего друга, что тот все-таки скончался - все это очень сильно. Помножить на знание, что это только некоторые эпизоды, малая их часть от всего, что происходило в Дюнкерке вообще - получится еще сильнее.
А еще мне крайне понравилась концовка и мысль, что "выжить - это уже немало", но про нее я хоть что-то осмысленное написать почему-то не могу.
В целом, фильм оставил крайне приятное впечатление. Сильно, красиво, всего в меру.